Adaptech
     
 
 
 

Тест штатного фильтра

Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля

"За рулем", январь 2000 года КАК ДЫШИТСЯ, ПАССАЖИР?

Конструкторы очень заботятся о здоровье железных организмов. Зная, что все двигатели страдают аллергией на пыль (бедолаги чихают, смердят и даже умирают), для их нормальной жизнедеятельности предусмотрели фильтры - масляные, топливные и воздушные. Требования к ним жесткие. Например, воздушный фильтр "имеет право" из каждого килограмма пыли пропустить в цилиндр карбюраторного мотора не более 10 г, а если двигатель впрысковый - то не более 6 г. Чтобы автомобиль при этом не задохнулся, такой фильтр должен обладать минимальным сопротивлением воздушному потоку.

А чем дышим мы с вами - водители и пассажиры? Да тем же, чем и двигатель под капотом, только, как правило, безо всяких фильтров, если не считать собственный нос. Через решетки приточной вентиляции "москвичей" и "Самар" в салон порой влетают даже листья с деревьев - что говорить о тополином пухе, пыльце растений и просто пыли всех видов и размеров. Статистика говорит: до 20 г всей этой дряни оседает каждый год в наших легких - хороша перспектива. Аллергия, астма - брр...

Крупному мусору вроде опавших листьев умельцы ставят преграду из старых колготок, натягиваемых на вход воздухозаборника. Просто, но от пыли все-таки не спасет, да и неловко как-то на рубеже веков опускаться до дедовских способов. Есть современное решение под названием "фильтры воздушные с фильтрующими и сорбирующими элементами". Говоря попросту, владельцам "Самар", "Волг" и "41-х" "москвичей" предлагают устройство, призванное поглощать всю вышеупомянутую грязь вместо нас. В пластмассовый корпус такого фильтра можно вставить сменные элементы - обыкновенные или угольные.

Полезность новинки кажется очевидной, да и цена сносная. Установить на автомобиль несложно - каждый фильтр снабжен инструкцией с картинками. Изготовитель - столичная фирма "Фильтр-Серв" обещает "свежее дыхание" в течение одного года или 30000 км пробега.

Конечно же, не все так просто. Во-первых, при открытых окнах толку от фильтров не будет - это не климатическая установка. Во-вторых, чем лучше фильтр задерживает пыль, тем хуже вентиляция салона. Для проверки "продуваемости" мы выбрали два автомобиля - "Самару" с высокой панелью и Москвич-2141. Открыв все выходные сопла воздуховодов, перевели заслонки в положение "воздух вверх", а затем измерили скорость воздушных потоков "до того и после того" в режиме приточной вентиляции при двух скоростях вентилятора. Условные номера сопел соответствуют рис. 1. (На - "москвичах" последних лет выпуска сопла 7 и 8 упразднены.)

Рис. 1. Условная нумерация дефростеров - из них проникает в салон блуждающий по воздуховодам свежий воздух.
Рис. 2. Изменение скорости воздушных потоков на ВАЗ-21093 с высокой панелью после установки пылевого фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.
Рис. 3. Изменение скорости воздушных потоков на ВАЗ-21093 с высокой панелью после установки угольного фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.
Рис. 4. Изменение скорости воздушных потоков на АЗЛК-2141 после установки пылевого фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.
Рис. 5. Изменение скорости воздушных потоков на АЗЛК-2141 после установки угольного фильтра. Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.
Рис. 6. Изменение скорости воздушных потоков на ВАЗ-21093 с высокой панелью с установленным пылевым фильтром после пробега 10 000 км (относительно чистого фильтра). Синим цветом выделены показатели, полученные на первой ступени вентилятора, красным - на второй ступени.

Исследование воздушных струй, загнанных в лабиринты автопромовских изделий, занятно само по себе. С фильтрами картина еще интереснее - снижение скорости воздухопотока в различных точках "Самары" показано на рис. 2 и 3. "Москвичу" посвящены рис. 4 и 5.

Сменный элемент.
После 10 000 километров пробега.

Начнем с "Самары". Расчеты показывают, что при включенной первой ступени вентилятора обыкновенный пылевой фильтр снижает скорость воздуха в среднем на 61,4%, а на второй ступени - на 52,8%. Поскольку угольный фильтр, по замыслу изготовителей, эффективнее, то снижение скорости должно быть еще заметнее. Так и получилось - на первой ступени потерялось 77,1%, а на второй - 70.2%. У "Москвича" средние показатели гораздо лучше. Пылевой фильтр "съел" лишь 22,5% скорости на первой ступени вентилятора и 21% - на второй. Его угольный коллега оказался прожорливее - соответственно 53,8 и 34,5%. Если даже новенький фильтр оказывает воздуху столь явное сопротивление, то что ожидать от его перепачканного собрата? Для ответа на этот вопрос оснащенную пылевым фильтром "Самару" отправили собирать пыль по городам и весями, а через 10 000 километров пробега (1/3 по городу. 2/3 - по шоссе) вновь измерили скорости воздушных потоков. Внешний вид фильтра до и после пробега показан на фото. Каждое сопло отреагировало на забитый грязью фильтр по-своему - согласно рис. 6. Первая ступень вентилятора снизила свою отдачу еще в среднем на 34.8%, вторая - на 38.1%.

Получается, в сравнении с машиной, не оборудованной фильтром, в салон нашей "Самары" попадает лишь малая толика воздуха - примерно четверть при работе первой ступени вентилятора и менее трети - на второй ступени.

<<наверх>>